Выступления и публикации

Зампред Совфеда РФ Юрий Воробьев: «Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины является площадкой для диалога с ЛНР и ДНР»

О целях создания Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины, итогах его работы с 2014 года и планах на перспективу в интервью ЛИЦ рассказал заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Юрий Воробьев.


— Уважаемый Юрий Леонидович, расскажите, пожалуйста, кратко о Комитете общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины. Для чего он был создан, с какой целью?

— 2014 год стал годом нелегких испытаний как для нашей страны, так и для соседней Украины. 

В результате известных событий на Украине начались негативные процессы, которые вылились в войну на Юго-Востоке, и как следствие этого процесса, в Россию хлынул огромный поток беженцев. Разумеется, мы не могли не прореагировать на это, оставаться в стороне от проблем и страданий миллионов людей. Поэтому по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко в июне 2014 года был создан Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины.

Целью создания Комитета была на тот момент координация деятельности субъектов Российской Федерации по оказанию помощи населению Юго-Востока Украины.

В его состав вошли члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты Российской Федерации, общественных организаций, средств массовой информации. В его работе принимают участие и представители Юго-Восточных регионов Украины.

Для разрешения возникающих проблем на заседания Комитета привлекаются представители соответствующих министерств и ведомств. Значительную работу в этом направлении проводят общественные организации и объединения, региональные и муниципальные органы власти, землячества регионов Украины в Российской Федерации. Не остаются в стороне от проблем беженцев и представители российского и международного Комитета Красного Креста.

Таким образом, созданный нами Комитет является открытой площадкой для тесного и доверительного общения и обмена мнениями представителей Донецкой и Луганской Народных Республик и российской общественности. Мы открыты для различных общественных и международных организаций, средств массовой информации, всех тех, кто не только готов оказать помощь попавшим в беду людям, но и всех, кто заинтересован в получении объективной и полной информации о том, что происходит на Украине.

Ситуацию на Юго-Востоке Украины мы рассматриваем практически на каждом заседании Комитета. Ее нам доводят представители народных республик: председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин и заместитель председателя Народного Совета ЛНР Владислав Дейнего, которые являются полномочными представителями Республик Донбасса в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине.

Убежден, что только реализация Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года приведет к разрешению кризиса на Украине. Тем не менее, даже несмотря на возмущение мировой общественности возобновлением боевых действий на Юго-Востоке, со стороны Украины наблюдается полное игнорирование выполнения Минских соглашений. Кроме того, в последние время наблюдается и усиление экономической блокады Республик Донбасса.

Комитет, в связи с этим, выражает опасение, что реализация Минских соглашений, выработанных в результате беспрецедентных дипломатических усилий, сегодня находится на грани срыва.

Также обращаю внимание, что Комитетом ранее был подготовлен ряд заявлений и обращений к различным международным организациям:

— о необходимости организации межпарламентского диалога в «нормандском формате»;

— с призывом к руководству ОБСЕ и Специальной мониторинговой миссии точнее отражать факты нарушения Киевом комплекса мер по выполнению Минских соглашений;

— о невыполнении украинской стороной своих обязательств по Минским соглашениям в части, касающейся амнистии, освобождения и обмена всех заложников и незаконно удерживаемых лиц;

— с призывом к международным организациям пожарных и спасателей о предоставлении необходимой помощи подразделениям МЧС, работающим в зоне военного конфликта на территории юго-востока Украины и ряд других заявлений.

Сегодня мы вновь обращаемся к парламентариям Российской Федерации, Украины, Федеративной Республики Германии, Французской Республики с призывом организовать межпарламентский диалог в «нормандском формате» по вопросу реализации Минских соглашений с привлечением к этой работе представителей Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Парламентская дипломатия и механизмы парламентского мониторинга могли бы внести существенный вклад в развитие внутриукраинского диалога, который ускорил бы решение урегулирования конфликта на юго-востоке Украины.

— Что сделано Комитетом за период своей деятельности, чего удалось достичь, какие вопросы были разрешены?

— С июня 2014 года по настоящее время проведено 42 заседания, на которых были рассмотрены вопросы об оказании гуманитарной помощи, о социально-бытовом обеспечении и трудоустройстве беженцев, о социально-политической ситуации на юго-востоке Украины. Также рассматривались вопросы о нарушении прав человека на Украине, о деятельности Международного комитета Красного Креста по оказанию помощи беженцам, о ходе расследования обстоятельств трагедии 2 мая 2014 года в Одессе и иных преступлений на юго-востоке Украины.

Комитетом даны более 100 рекомендаций и поручений в адрес членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, органов государственной власти и представителей общественных организаций для оперативного решения возникающих вопросов.

Члены Комитета побывали и ознакомились с работой по приему граждан с юго-востока Украины в регионах страны, посетили пункты временного размещения, провели встречи с тысячами беженцев.

Комитету во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти удалось добиться следующего:

— установления налоговой ставки в размере 13% в отношении доходов, получаемых беженцами из Украины;

— предоставления временного убежища беженцам из Украины на территории Российской Федерации в течение трех дней с момента обращения о предоставлении временного убежища;

— урегулирования вопроса с проездом и провозом багажа беженцами из Украины;

— увеличения количества бланков, подтверждающих предоставление гражданам Украины статуса беженца на территории Российской Федерации, и включения в государственную программу переселения соотечественников;

— упрощения процесса пересечения государственной границы России беженцами из Украины.

Кроме того, регулярно на заседаниях Комитета заслушивались отчеты представителей субъектов Российской Федерации и юго-востока Украины о проблемах, связанных с оказанием помощи беженцам. Для их решения Комитет инициировал запросы по линии МИДа России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Всеобщей конфедерации профсоюзов, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам детей и другие инстанции по вопросам жизнеобеспечения жителей и ущемления прав граждан юго-востока Украины.

Таким образом, главные усилия Комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины направлены на координацию деятельности общественных организаций и граждан, принявших близко к сердцу все то, что происходит на Украине. Важное направление работы Комитета – выстраивание оперативного и четкого взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти. Благодаря инициативам Комитета внесены необходимые изменения в законодательство Российской Федерации, ее субъектов, решены ключевые вопросы размещения и обустройства сотен тысяч людей, вынужденных покинуть свою родину.

— Юрий Леонидович, а расскажите о содействии Комитета в организации сбора и доставки гуманитарной помощи жителям Украины.

— Действительно, члены Комитета содействовали организации и доставке гуманитарной помощи подразделениями МЧС России в Луганскую и Донецкую Народные Республики. Кроме того, была организована работа по сбору и распределению гуманитарной помощи беженцам, которые находятся на территории России.

Россия с начала конфликта на юго-востоке Украины не осталась в стороне и намерена и впредь оказывать помощь братскому народу Донбасса.

За этот период 59 автомобильными колоннами МЧС России населению Донецкой и Луганской Народных Республик доставлено более 65 тысяч тонн жизненно необходимого гуманитарного груза.

Осенью 2014 года возникли серьезные проблемы с отправкой гуманитарного конвоя на территорию Новороссии, когда машины не пропускали через границу. Комитет совместно с региональной делегацией Международного комитета Красного Креста принимал самое активное участие в разрешении этой проблемы, добиваясь того, чтобы груз был признан гуманитарным, и колонна МЧС России пересекла границу.

В этот же период практически все регионы приняли беженцев из Украины и оказали им помощь в обустройстве и социальной адаптации, поделились всем, чем могли. Была организована работа по сбору средств и распределению гуманитарной помощи также и беженцам, которые находились на территории России. В тот период только на территорию Ростовской области из субъектов Российской Федерации было доставлено более 2 млн тонн различных грузов, включая продукты питания, средства первой необходимости и медикаменты.

Кроме того, в начальном периоде обострения ситуации члены Совета Федерации организовали сбор средств для закупки подарков, теплых вещей и игрушек для детей Донбасса, сумма составила 5,75 млн рублей. Только Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей» доставила детям Донбасса более 10 тысяч подарков к Новому 2015 году.

В 2015 году министру по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ДНР от исполнительного комитета «Россоюзспаса» был вручен сертификат на 100 комплектов защитной одежды и 100 пожарных рукавов для подачи воды, а председателю Совета министров ЛНР – 50 комплектов аналогичного снаряжения. Всё это было доставлено на территорию Донбасса и теперь используется в повседневной деятельности.

Наряду с субъектами Российской Федерации в сборе гуманитарной помощи, как я уже отмечал, участвовали и продолжают участвовать общественные организации, в том числе фонд землячества Донбасса, общественная организация «Русская община», общественное движение «Матери России» и множество других.

Представители Луганска и Донецка неоднократно подчеркивали как свою благодарность за оказанную помощь, так и тот факт, что Народные Республики не имеют иждивенческих настроений и готовы самостоятельно решать вставшие перед ними проблемы. Но этому мешают боевые действия, поэтому еще раз повторю, что самая важная потребность на юго-востоке Украины — это потребность в мире.

— Как бы Вы оценили работу наблюдателей ОБСЕ, которые должны фиксировать нарушения перемирия? Зачастую они фиксируют факты обстрела, но отказываются определять виновных… 

— Да, вы правы, международные наблюдатели Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ регулярно фиксируют несоблюдение режима прекращения огня, факты нарушения международного гуманитарного права, другие нарушения.

Однако конкретные лица, виновные в обстрелах мирных граждан, не указываются. Складывается впечатление о незавершенности выполнения миссией ОБСЕ своего мандата. Тем более в настоящее время, когда идет обострение ситуации, а наблюдатели подчас демонстративно покидают зону своей ответственности.

Под массированными обстрелами населенных пунктов гибнет гражданское население, в том числе женщины и дети. На этом фоне возмутительными являются заявления украинской стороны, о том, что «ополченцы сами обстреливают свои города и села».

Подобные действия идут вразрез с взятыми Украиной на себя обязательствами в области прав человека и международного гуманитарного права. Складывается впечатление, что ОБСЕ предстает в конфликте на Донбассе беспомощной и аморфной структурой, которая даже украинских танков не видит рядом с собой. Не говоря уже о применении такого разрушительного оружия, как ракетных установок «Точка-У», что доказано нашими правоохранительными органами.

В июне 2015 года Комитет обратился к руководству ОБСЕ и Специальной мониторинговой миссии, чтобы они объективнее отражали в своих докладах факты нарушения Киевом Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года. Комитет также неоднократно информировал международные организации, СМИ и мировое сообщество об игнорировании прав человека и катастрофической гуманитарной ситуации, сложившейся на территории юго-востока Украины. Увы, с тех пор ситуация не слишком изменилась.

— Уже и мировой общественности известно, что на Украине грубо нарушаются практически все нормы международного гуманитарного права. Юрий Леонидович, что делается Комитетом в сфере защиты прав человека и разоблачения преступлений украинских карателей?

— Справедливый вопрос. Отвечу прямо, Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины не может пройти мимо вопиющего нарушения прав человека и международного права как на юго-востоке Украины, так и на Украине в целом. В связи с этим нами проводится работа по сбору и систематизации информации о грубых нарушениях прав человека, росте насилия, нетерпимости к инакомыслию, проявлению недопустимой жестокости к мирному населению.

Широкая фактологическая и доказательная база многочисленных преступлений украинских силовиков в ходе проведения карательной операции на Юго-Востоке своей страны, включая военные преступления и преступления против человечности, собраны в обновленной версии «Белой книги нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине». Министерством иностранных дел Российской Федерации представлены уже три издания, в которых зафиксированы многочисленные факты преступлений, в том числе против детей – обстрел транспортных колонн, которые эвакуируют детей из зоны боевых действий в Россию. Есть много фактов, которые могут трактоваться как попытки проведения политики геноцида русскоязычного и русского населения.

Комитет поддерживает обращения общественных структур в международные организации по этим вопросам. Так, на одном из заседаний было принято обращение к заместителю главы региональной делегации Международного комитета Красного Креста в Российской Федерации, Белоруссии и Молдове с просьбой об оказании конкретной помощи политическим заключенным и военнопленным, содержащимся в тюрьмах.

Не всегда, к сожалению, и сотрудникам Международного комитета Красного Креста удавалось посетить эти места содержания арестованных. Потому что его представителей тоже не пускали в места заключения, но, тем не менее, эта работа, я уверен, помогала защитить людей, которые оказались в такой сложной ситуации.

На заседаниях Комитета были представлены также доклады и фильмы о пытках и бесчеловечном обращении украинских силовиков с жителями Донбасса, подготовленные Фондом исследования проблем демократии. Эксперты фонда зафиксировали многочисленные свидетельства подвергнутых пыткам лиц. Этот материал размещен и на нашей странице на сайте Совета Федерации.

Представленные материалы используются и Следственным комитетом Российской Федерации, представитель которого присутствовал на заседаниях и выступал по вопросам о ходе расследования уголовных дел, возбужденных Следственным комитетом России по военным преступлениям, совершенным на Украине.

Добавлю, что на заседаниях Комитета также рассматриваются заявления и обращения по разным вопросам как отдельных граждан, так и общественных организаций, которые направляются для разрешения в МИД России, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Всеобщую конфедерацию профсоюзов. Члены Комитета приняли участие в организации юридической помощи политзаключенным в украинских тюрьмах, оказывали помощь в составлении исков в Европейский Суд по правам человека.

— На одном из последних заседаний Комитета была достигнута договоренность подготовить предложения по возможным сферам сотрудничества между Донецкой и Луганской Народными Республиками, с одной стороны, и субъектами Российской Федерации, с другой. Что сделано по этому вопросу?

— Да, действительно. Такие предложения нами были получены, их обобщением и обработкой занимались члены нашего Комитета и представители ряда субъектов Российской Федерации. После обсуждения заинтересованными сторонами план стал наполняться конкретными предложениями — как со стороны Донецка и Луганска, так и со стороны российских регионов.

С учетом поступивших предложений мы составили План мероприятий Комитета по реализации гуманитарных проектов и сотрудничеству с общественными организациями Донецкой и Луганской Народных Республик. Мы будем рады, если вы, со своей стороны, тоже его дополните своими предложениями.

Комитет предложил, как один из вариантов реализации гуманитарных проектов, свои направления сотрудничества с Народными Республиками, которые включают в себя, например:

— участие в организации взаимодействия общественных организаций ДНР и ЛНР с общественными организациями регионов Российской Федерации в области реализации социально-ориентированных проектов;

— оказание содействия общественным организациям ДНР и ЛНР в организации и проведении культурных мероприятий;

— оказание содействия общественным организациям ДНР и ЛНР в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий;

— оказание содействия казачьим объединениям ДНР и ЛНР в установлении контактов с казачьими объединениями России и проведении культурно-массовых мероприятий;

— оказание содействия СМИ и журналистам ДНР и ЛНР в организации совместной работы в условиях пропагандистской и информационной войны и другие.

Ряд мероприятий уже проведен. На ближайшем заседании Комитета мы планируем рассмотреть вопрос о дальнейшем развитии общественного межрегионального сотрудничества с общественными организациями Донецкой и Луганской Народных Республик и ходе выполнения принятого Плана мероприятий по реализации гуманитарных проектов.

Отмечу, что дальнейшее налаживание тесного взаимодействия между регионами, принимающими беженцев, органами исполнительной власти и общественными организациями, в том числе землячествами украинцев в России, по адаптации и обеспечению жизнедеятельности этой категории граждан в Российской Федерации останется одним из приоритетных направлений деятельности Комитета.

— В каких областях такое сотрудничество ЛНР и ДНР с российскими регионами Вам кажется наиболее важным?

— Гуманитарное и социально-культурное взаимодействие между Народными Республиками и российскими регионами позволяет не только осознать свою культурную и историческую общность, но и помогает совместно строить свою судьбу и с оптимизмом смотреть в свое будущее.

Например, в Республике Северная Осетия-Алания, Беслан, в рамках Международного благотворительного проекта «Дети рисуют мир», инициированного общественным деятелем из Донбасса Александром Борисовым, прошла выставка рисунков, которые сотрудникам гуманитарных миссий подарили дети, пережившие ужасы войны и терактов в разных «горячих точках». В основу экспозиции вошли работы детей из Донецкой и Луганской Народных Республик, Нагорного Карабаха, а также около 200 рисунков бесланских школьников. Сейчас выставка планируется к проведению в Южной Осетии.

В Севастополе был организован совместный проект филиала Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова в Севастополе и Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, инициированного общественным движением «Доброволец». Программа обучения и консультаций студентов Луганской Народной Республики в Севастополе даст им возможность соприкоснуться с самой современной наукой и с самыми передовыми методами обучения. Полученная образовательная база позволит луганским студентам в дальнейшем уверенно занять свое место в жизни.

Нельзя не отметить важность и ценность спортивно-массовых мероприятий. Все мы помним бессмертные слова основателя олимпийского движения современности Пьера де Кубертена «О спорт, ты мир», которые в течение многих лет способствовали укреплению мира на Земле. В нашем плане спортивному движению уделено достойное место, и мы намерены его поддержать и расширять.

Не менее важным считаем и оказание содействия СМИ и журналистам ДНР и ЛНР в организации совместной работы в условиях информационной войны. Наши «политические партнеры» активно проводят в подконтрольных им средствах массовой информации своё видение ситуации, с которым мы никак не можем согласиться. Они цинично, в духе «фашистской пропаганды», попирают все мыслимые и немыслимые нормы здравого смысла, обвиняя во всем Россию. Классический пример — это обвинение России в невыполнении Минских соглашений, и это при том, что Россия не является субъектом выполнения Минских соглашений!

Разумеется, такого допустить нельзя. Поэтому нами запланировано проведение совместного семинара «Вместе пишем новую историю России» для СМИ Донецкой и Луганской Народных Республик с журналистским сообществом Севастополя и Республики Крым при участии экспертов, политологов, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Для большей информативности и доведения до общественности объективной картины ситуации на юго-востоке Украины на заседания Комитета приглашаются представители российских и зарубежных средств массовой информации.

Кроме того, на Интернет-сайте Совета Федерации размещена страница Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины, где содержится вся информация о его деятельности: новости, отчеты, фотографии, видеоматериалы, принимаемые решения, заявления, обращения и многое другое.

Источник: «Луганский информационный центр»